Atelier Cabinotiers. Vladimir: сверхусложненный шедевр декоративного искусства
Мастерская Atelier Cabinotiers, принадлежащая Vacheron Constantin, основана в 2006 году и воскрешает дух уникального женевского часового ремесла 18 века. В те времена знатные клиенты обращались со своими заказами напрямую к кабинотье – часовым мастерам, на плечах которых покоилась репутация всего города. Коронованные особы, такие как египетский король Фуад и его сын король Фарук, также принадлежали к числу страстных ценителей уникальных и неповторимых часов, создаваемых Мануфактурой. И вот теперь, впервые в истории, дом Vacheron Constantin снимает завесу тайны с двух моделей из мастерской Atelier Cabinotiers, которая специализируется на изготовлении на заказ шедевров высокого часового искусства.
Большинство часов, созданных Vacheron Constantin по специальному заказу, окутаны атмосферой секретности и конфиденциальности. Об этих творениях, которые иногда воплощают самые смелые фантазии, ходит много слухов, но мало кому удается их увидеть. Эти коллекционные шедевры создаются в Женеве, в мастерской специальных заказов Atelier Cabinotiers. Эта мастерская – уникальное явление в часовой индустрии. В ней клиентам предлагаются не просто готовые изделия, а самые эксклюзивные услуги с привлечением всего мастерства, оттачиваемого часовой Мануфактурой с момента основания в 1755 году. Собирая на заказ уникальные часы, она возрождает наследие древних кабинотье – искуснейших женевских ремесленников, с 11-го века прославлявших свой город сначала ювелирными изделиями, а затем и часами. В этом году, впервые в истории, дом Vacheron Constantin представляет всеобщему вниманию две уникальные модели, изготовленные в Atelier Cabinotiers и отмеченные Женевским клеймом.
Вторую модель, собранную по специальному заказу, ее владелец назвал «Vladimir» («Владимир»). Это славянское имя происходит от древнего понятия Volodimir («Володимир»), что в буквальном смысле означает «покорение миром» или «мир для всех». Эти великолепные и не имеющие аналогов часы обладают одним из самых усложненных механизмов в мире. К этому и стремился их будущий владелец, и в мастерской Atelier Cabinotiers часового дома Vacheron Constantin нашлись ресурсы для того, чтобы выполнить эту крайне амбициозную задачу. Принимая этот необычайный вызов и готовясь к сложной работе, которую вполне можно назвать невероятной авантюрой, Vacheron Constantin предполагала, что залогом успеха будет служить опыт и мастерство, накопленные ею более чем за 250 лет непрерывной деятельности в часовом деле. Свою правоту женевская мануфактура подтвердила в 2005 году, когда по случаю своего юбилея она представила самую усложненную модель того времени, спроектированную и собранную в собственных мастерских. Это была знаменитая Tour de l’Ile. Модель Vladimir*, совсем недавно покинувшая стены мастерской Ateliers Cabinotiers, является еще более усложненной, чем легендарные часы 2005 года. Ее уникальный механизм с ручным подзаводом управляет сразу семнадцатью усложнениями. Он отмечен Женевским клеймом и состоит из 891 детали, каждая из которых отделана и декорирована вручную мастерами Vacheron Constantin. На создание этого технического и эстетического шедевра лучшие часовщики Atelier Cabinotiers затратили четыре года.
Достаточно одного взгляда на гравированный вручную циферблат Vladimir*, чтобы оценить весь впечатляющий набор усложнений, дополняющих традиционные указатели часов и минут. К примеру, в положении «6 часов» можно увидеть изысканный 60-секундный турбийон. Рядом с ним, у отметки «3 часа», размещен индикатор лунных фаз. В нем по голубому небу движется гравированная вручную золотая Луна, улыбчивая или серьезная в зависимости от фазы. По правую руку от нее расположен маленький индикатор с голубоватой стрелкой, который указывает момент ударного механизма, то есть, иными словами, взведен минутный репетир или нет. Часовая и минутная стрелки были изготовлены в единственном экземпляре специально для данной модели. Они указывают время по минутной шкале, которая немного смещена относительно центра циферблата. Помимо этих стрелок на циферблате имеется индикатор второго часового пояса с указанием времени суток, расположенный у отметки «11 часов». В положении «11 часов» находится индикатор запаса хода с 52-недельной шкалой. Таким образом, взгляд на гармоничный циферблат обнаруживает семь современных и эстетически безупречных усложнений, оформление и материалы для которых выбирал будущий хозяин. Еще одним свидетельством высокой степени персонализации, составляющей основу всего процесса создания этих великолепных часов, служит гильош на циферблате. Его также выбирал клиент-коллекционер.
Оборотная сторона часов не уступает по великолепию циферблату. Она крайне информативна, гармонично скомпонована и выдержана в изысканной стилистике. В верхней её части располагаются циферблаты вечного календаря, образующие треугольник. Они указывают дни недели, месяц и число, соответственно, слева направо. Маленькая апертура в положении «1 час» указывает цикл високосного года. В центре циферблата располагается подсиненная стрелка, которая на небольшом секторе указывает поправку на уравнение времени. Эта поправка возникает из-за переменной разницы между истинным (солнечным) временем и временем, регистрируемым часами. Для удобства сектор уравнения времени разделен на два равных интервала. Показания, регистрируемые двумя другими стрелками на секторных индикаторах в положениях «4 часа» и «8 часов», также относятся к астрономии. Здесь указывается время восхода и заката. Список усложнений замыкает точная астрономическая карта северной небесной полусферы.
Уникальные часы, механизм которых отмечен Женевским клеймом, украшены исключительной декоративной отделкой. Неповторимый корпус модели Vladimir* является полноценным произведением искусства, воплощением легендарного мастерства художников-ремесленников из Atelier Cabinotiers. Его диаметр составляет 47 мм. Сбоку он украшен китайскими знаками Зодиака. Фигурки и их барельефы (техника создания которых крайне редко используется в часовом деле) изготовлены по заказу будущего владельца. Прежде чем перейти непосредственно к делу и определиться с технологиями и материалами, дизайнеры обсудили с заказчиком много эскизов. Затем было принято решение изобразить знаки Зодиака на боковой стороне часов. В результате корпус из 18-каратного розового золота украшают рельефные изображения: от дракона и кролика до петуха и змеи. Для гравировщиков это было колоссальное испытание, и работа только над этими двенадцатью фигурками заняла шесть месяцев. Кроме того, сначала потребовалось сконструировать корпус с утолщенными стенками, с которых затем с помощью гравера снимался излишек материала, и контур за контуром наносились изображения, сначала в общих чертах, а затем и с тонкой детализацией. Уникальный корпус также прошел традиционную для Vacheron Constantin ручную полировку, которая требовала величайшей осторожности, чтобы не повредить барельефы, сотворенные гравировщиками. К созданию этой уникальной и необычайно усложненной модели в Atelier Cabinotiers были привлечены более 20 экспертов и ремесленников. Результатом этого титанического труда стали часы, которые достойны по праву занять свое место в пантеоне величайших творений часового искусства.
* Название Vladimir («Владимир») было предложено владельцем
Вечные традиции кабинотье
С момента своего основания Vacheron Constantin всегда поддерживала своих часовщиков в их работе над часами по специальным заказам. Великая мануфактура никогда не ограничивала мастеров временными рамками, если дело касалось обдумывания эстетики часов и проектировки их функций и деталей. Эти традиции сохраняются в мастерской специальных заказов Atelier Cabinotiers. Грандиозные усложнения, гильошированные или эмалированные циферблаты, римские или арабские цифры, центральная секундная стрелка или функции хронографа – все возможно для того, чтобы наделить часы неповторимой индивидуальностью, которая будет вечным отражением желаний своего хозяина. Показать часы миру или надежно скрыть их от посторонних глаз – также решать владельцу.
Искусство кабинотье
Первыми ремесленниками, которыми с начала 11 века славилась Женева, были мастера по обработке золота. В то время их изысканные творения пользовались большим спросом у высокопоставленных европейских придворных. Репутация Женевы как столицы всего изящного и совершенного притягивала в стены города гравировщиков и эмальеров, которые, в скором времени, образовали свои могущественные гильдии. Со временем часовщики и специалисты по огранке драгоценных камней, а также мастера по художественной резке и изготовлению цепочек перебрались в Сан Жерве, старейшее предместье столицы, расположенное на правом берегу Роны. С 1650 года часовщиков в Женеве стало больше, чем мастеров по золоту, и часовое дело стало там основным промыслом.
В окруженном городскими стенами Сан Жерве почти все улицы представляли собой узкие и затемненные аллеи. Поэтому, стремясь максимально использовать дневное освещение, ремесленники предпочитали работать на верхних этажах зданий. Их мастерские, прославившиеся качеством изделий, почти всегда получались тесными и порой располагались непосредственно под крышей и освещались многочисленными маленькими оконцами. Вскоре эти мастерские прозвали кабинетами [«кабинами»], а работающих там мастеров – кабинотье. Опытные кабинотье уже не причисляли себя к обыкновенному рабочему классу, они составляли особый сорт рабочей аристократии и, скорее даже, были культурными и образованными деятелями искусства. Творчество кабинотье веками влияло на быт, социальный уклад и экономику Сан Жерве.
Знаменитый женевский фонтан jet d’eau, случайно возникший благодаря работе Фабрики
Времена, когда часовщики самостоятельно создавали часы от начала до конца, уходили в прошлое, и часовое ремесло разрасталось и видоизменялось. Постепенно оно самоорганизовывалось вокруг различных групп кабинотье. Это были специалисты по сборке и проектировке корпусов, мастера по художественной резке, позолотчики, эмальеры и, конечно же, часовщики. Вход в эти группы и обучение в них строжайшим образом контролировались, что обеспечивало высокое качество часовых и ювелирных изделий. Работа в Сан Жерве шла полным ходом, и пригород был переименован в La Fabrique [«Фабрика»]. Здесь вели свои дела торговцы и ремесленники, и сюда съезжались богатые покупатели, которые делали заказы непосредственно в мастерских. Примерно к 1800 году на территории Фабрики насчитывалось около 5000 кабинотье, притом население всего города составляло 26000 жителей.
По удивительному стечению обстоятельств, женевский фонтан jet d’eau своим существованием обязан мастерам-кабинотье. В 1886 году городские власти возвели на Роне гидроэлектростанцию. Она располагалась вблизи Сан Жерве и должна была обеспечивать электроэнергией Фабрику и ее ремесленников. Система энергоснабжения работала под высоким давлением, что позволяло использовать небольшие поршневые двигатели, которые были менее габаритными и потребляли меньше электричества, чем паровые генераторы. Из-за этого каждый вечер, когда мастера заканчивали работу и выключали свои механизмы, операторам электростанции приходилось срочно обесточивать насосы и тем самым предотвращать нагнетание избыточного давления. Именно в то время возникла идея установить предохранительный клапан, выбрасывающий из системы энергоснабжения воду, которая под давлением устремлялась ввысь на 30 метров. Так появился фонтан jet d’eau.
[center]
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00