Тонкости гильоше
А что скрывается за словом «гильоше»?
Гильоше – особая техника гравировки, представляющая собой нанесение сложного узора на поверхность предмета. В нашем случае этим предметом становится циферблат часов. Гильоше – слово французского происхождения, в дословном переводе на русский язык оно означает «узор из волнистых линий». Термин «гильоше» применим ко многим видам архитектурного орнамента с пересекающимся или повторяющимся рисунком, часто встречающимся на многих предметах быта древних времён на Ближнем Востоке, в Греции, Риме.
До наших дней дошли неподтверждённые слухи о том, что во Франции конца 18-го века якобы жил инженер по фамилии Гийо (Guillot), первым разработавший и создавший особую машину для гильоше. Имя того человека, как и точные сведения о годе изобретения машины, так и остались неизвестными – из-за отсутствия этих доказательств многие историки ставят под сомнение сам факт существования инженера Гийо.
Как бы там не было, машина для создания гильоше поражает воображение своими неповторимыми свойствами. Машина позволяет существенно сократить срок обработки часового циферблата. Нанесение сложного узора гильоше полностью вручную занимало бы гораздо больше времени, хотя использование специальной машины в некотором роде тоже становится ручным трудом – руки мастера управляют частями машины, от точности и слаженности его движений зависит качество узора. Машина наносит рисунок на часы, установленные в зажиме. Резец снимает стружку, мастер двигает циферблат, управляя равномерностью реза. Малейшая ошибка обойдётся очень дорого – циферблат будет необратимо испорчен, после чего его остаётся только выбросить. А это, конечно, создаёт дополнительные траты.
В начале своего пути гильоширные машины использовались для нанесения узоров на изделия из слоновой кости и дерева. В 18-ом веке пришло время работы по золоту, серебру, и стеклу, основание машин изготавливалось из чугуна или дерева. 1920-е и следующие за ними 30-е годы ознаменовались частым использованием гильоширных машин в автомобилестроении США: приборные панели и клапанные крышки «железных коней» украшались узорами гильоше.
Производство гильоширных машин было прекращено в 60-е года двадцатого века. Изысканная, тонкая работа мастеров на гильоширных машинах оказалась не нужна в эпоху штамповки, требующую выпуска огромного количества товаров за короткий срок. На нанесение узора гильоше на циферблат одной модели часов у мастера уходит весь день – он работает с утра и до вечера, тогда как штамповка является почти мгновенным процессом.
Дело гильоше сумело выжить вопреки обстоятельствам – знания передавались от мастера к подмастерью, от отца к сыну. Официальных школ гильоше ныне просто не существует. Если гильоширная машина вдруг ломается, то неисправную деталь чинит или заново изготавливает сам мастер, запчастей к таким машинам нет в продаже.
Но вернёмся к массовому производству. Штамповать в конце 60-х начали всё – даже подобие на узоры гильоше. Штампованный узор гильоше от истинного сразу можно отличить по тому, как они отражают свет. Признаем, что настоящий рисунок гильоше делает это невероятно красиво. Остальные различия видны лишь при ближайшем рассмотрении через лупу: истинный рисунок гильоше будет отличаться микро следами, оставленными инструментом там, где в поверхность входил резец гильоширной машины.
Большинство циферблатом часов с узором гильоше сегодня изготовлены по методу штамповки. И лишь у избранных часовых домов встречаются модели с настоящими рисунками гильоше – об этом сразу сообщает цена часов. Известная компания Patek Philippe, к примеру, в 21-ом веке является одним из немногих производителей часов с собственным, штатным мастером гильоше и всем необходимым оборудованием.
Фирма Breguet, основанная в 1775 году легендарным Авраамом-Луи Бреге, пошла ещё дальше. Это неудивительно, ведь именно Breguet ответственна за появление моды на циферблаты гильоше. И по сей день модельный ряд Breguet насчитывает больше часов, украшенных узорами гильоше, чем у любой другой компании. В Швейцарии работает всего 15 мастеров, способных украсить часы настоящим узором гильоше, полностью соответствующим вековым традициям. Подавляющее большинство из этих 15-ти специалистов работает в Breguet. Кстати, любопытно, что А. Л. Бреге поначалу использовал гильоше исключительно для того, чтобы царапины, которые в будущем обязательно появятся на часах даже самого аккуратного владельца, были бы не столь заметны.
За долгие годы некоторые виды гильоше, например, «женевские волны» (Cotes de Geneve) стали традиционными. Узор гильоше на циферблате – больше, чем просто «дежурное» украшение. Рисунок гильоше – гимн человеческому трудолюбию и скрупулёзности. Гимн человеческой изобретательности. И, самое главное, гимн красоте. Иногда красота никак не связана с деньгами, но в случае с часами союз денег и красоты более, чем очевиден. Любой необычный труд, любая авторская работа высшего класса оценивается соответственно. Так что не удивляйтесь, что цена на часы, в описании которых будет содержаться предложение «модель с гильошированным циферблатом», будет соответствующей.
Это история. Это чувства. Это стремление к прекрасному. И оно того стоит.
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00