Карманные часы.
Первые, так называемые карманные часы вешали на шею. Конструкция карманных часов была шагом вперед на пути усовершенствования настольных часов на пружинном ходу, центром производства которых были города Нюрнберг и Аугс-бург. В 1510 г. Первые карманные часы имели форму плоского шара, в дальнейшем внешний вид был изменен, часы стали напоминать барабан. Тому были свои разумные причины: новый дизайн считался наиболее рациональным, так как сверху и снизу часы были надежно защищены. Циферблат предохранялся прорезной крышкой и был покрыт гравировкой, как и бока "барабана". Многие первые часы имели механизм боя, известный как будильник.
Карманные часы XVII—XVIII вв.
В 1610 г. карманные часы стали овальные, циферблаты стали делать из хрусталя (горного) и сами часы нередко заключались в оправу из хрусталя или драгоценного метала. В XVII в. возникла мода на причудливые и довольно иррациональные формы часов в виде черепа, распятья, звезды, морской ракушки. Карманные часы обычной формы выпускались, как правило, с несколькими крышками (одна внутри другой) для безопасности механизма.
Настоящая конкурентная борьба за право получения королевского патента на производство часов развернулась между двумя великими часовых дел мастерами: Даниэлем Куэйером (1649-1724) и Эдвардом Барлоу (урожденный Эдвард Бут; 1639-1713). Деятельность многих известных часовщиков была весьма результативна; один только Томпион изготовил 7000 часов, заверенных его личным клеймом.
Самое главное это был внешний вид и футляр часов, на него наносились различные узоры, для блеска покрывалось эмалью, черепашьим панцирем либо усеивался серебряными булавочными головками, проступающими сквозь кожаное покрытие, что давало возможность оформить рисунок или узор. Эта "точечная" техника широко применялась провинциальными гончарами в производстве керамики с использованием шариков жидкой глины.
Вначале циферблаты покрывались гравировкой, позже эмалью. На этом этапе часы не отличались точностью, отсутствовала минутная стрелка, и только в 1675 г. с применением балансирной пружины (тоненькой свернутой пружины) появилась минутная стрелка, а с ней и 5-минутные отметки на циферблате.
Функциональные часы появились значительно позже, хотя их окружили такой заботой и вниманием, словно это были достижения наивысшего порядка, несмотря на их многие очевидные несовершенства. Первые модели некоторых часов известны только по картинам и иллюстрациям и напоминают своими очертаниями формы мебели того времени, которая почти не осталось на сегодняшней день. Английские часовщики относились со сдержанной подозрительностью к чрезмерному украшению поверхности карманных часов, результатом чего было появление довольно скромного дизайна, известного как пуританские часы.
Пришло время часов на балансирной пружине (колебательная система баланс - спираль), а с ним большое разнообразие циферблатов необычной формы. Между 1690 и 1710 гг. была внедрена новинка - "блуждающие часы", в которых часовая цифра двигалась по горизонтали полукруглой минутной шкала с делением от 0 до 60, исчезая с правой стороны, чтобы с левой появилась следующая цифра. Так как стрелок на часах еще не было, а циферблаты были настолько декорированы, что время было почти невозможно определить, карманные часы служили, в основном, для демонстрации своего мастерства. На других часах были обычные минутные стрелки, окошко для часовых цифр, циферблат для календаря, один для настройки, другой дополнительный с качающимся диском для демонстрации хода часов. Это имело то же назначение, что и окошко напольных часов "яблочко", ибо движение маятника всегда завораживает, обладая особой притягательной силой.
Так называемые маятниковые часы требовали хорошей выдумки и изобретательности, особенно с появлением и широким применением балансира (спусковое колесо). Менее чем за четверть века часы проделали путь от почти бесполезных предметов престижа до утонченных изделий, на смену приходит новое поколение часов с более совершенным анкерным механизмом. Иногда на циферблате часов предусматривалось окошко, сквозь которое проходила целая серия портретов или жанровых картинок. Это никак не было связано с показаниями стрелок часов и являлось очередным хитроумным механизмом, рассчитанным на чисто визуальный эффект.
Подобная техническая новинка была добавлена и к напольным часам. На некоторых моделях была прилажена подвеска, при нажиме на которую начинал звучать внутренний колокольчик (повторитель), отсчитывающий час и четверть часа. Ничего удивительного в том, что на перегруженных декором циферблатах цифры были почти незаметны и предпочтение отдавалось более скромным эмалевым циферблатам. Позже этот важный нюанс учли известные французские часовщики, в том числе и Брегет.
Часовой механизм крепился таким образом, что он заходил за пределы корпуса, а крышка крепилась пружинным стопором, который открывался нажатием выступающей кнопки. В силу того что пружинные стопора на большинстве часов износились, с антикварными карманными часами нередко случаются проблемы.
Одним из основных элементов карманных часов является прорезной и спиралевидный мост баланса, круглой формы с выступающим основанием. Именно в этом месте искусство часового декора достигло своего апогея, и когда в одно время старые часы не коллекционировались, их просто разбирали, а мост баланса восстанавливали и делали из него украшения в виде брошек, браслетов, колье. Дизайн моста баланса представлял собой не только рисунки орнамента, но и голов животных, человеческих лиц.
Мост баланса, размер которого увеличивался с применением балансирной пружины, по прежнему оставался самой декоративной деталью часов, их мастера в большинстве своем оставались анонимными.
В 60-х годах нашего столетия эти часы так мало ценились, что из них устраивали коллажи на бархате в застекленных рамах; особенной популярностью они пользовались на антикварном рынке в Лондоне на Портобелло Роуд.
Шпиндельный анкерный механизм, или анкерный механизм коронной шестерни ( называется потому, что по форме он напоминал корону и крепился под прямыми углами), был основой всех видов часов с начала их истории, однако в процессе поиска более изящных моделей, появлялись новые анкерные механизмы, зачастую мало отличающиеся от своих предшественников. В 1726 г. Джордж Грэхем изобрел цилиндрическое анкерное устройство. Метод снижения износа часового механизма и удержания в нем масла путем применения таких камней, сапфир, рубин, гранат, хрусталь, был открыт приблизительно в 1704 г., длительное время он оставался невостребованным, и только в 1725 г. его начал применять Грэхем. Грэхему также принадлежит заслуга в усовершенствовании пылезащитной крышки, изготавливаемой обычно из золоченой латуни, которая, плотно прилегая, надежно защищала часы от пыли. Апогеем процесса совершенствования карманных часов в XVIII в. было изобретение карманного хронометра, своего рода "роллс-ройса" поколения карманных часов, что еще раз подтвердило британское превосходство в этом роде деятельности. Однако для производства в коммерческих целях он был слишком утонченной, сложной и дорогой моделью.
К середине XVIII в. дизайн часов как бы пришел к общему знаменателю. Лишенный всякого декора циферблат был покрыт белой эмалью, а сдержанной формы стрелки из стали вороненой хорошо выделялись на его фоне. Для обозначения часовых делений использовались римские цифры, а больших размеров арабские обозначали пятиминутные интервалы. Эмаль тщательно наносилась в несколько слоев, и благодаря своим свойствам, во многом напоминающим стекло, она хорошо сохранялась - только небрежное обращение могло привести к ее повреждению.
Циферблаты карманных часов отличаются эстетической элегантностью, как впрочем мебель и фарфор того времени: они сдержанны, доверительны и скромны. Корпус часов, на формы которого в значительной степени повлиял стиль Рококо, изготавливался с большим мастерством и тонким вкусом. Здесь нередко использовались мифологические сюжеты; иногда стиль диктовал рельефный вид украшений Repousse или применение цветной эмали. Чтобы как можно дольше предотвратить естественный износ, часы в эмалевом корпусе помещали в дополнительный футляр для переноски. Последующие модификации часов не были столь впечатляющими, разве что менялся стиль декора по мере влияния той или иной моды. Так, в качестве прокладки для часов с двойным корпусом стали использовать специальную часовую бумагу. Это дало возможность более широко рекламировать имя изготовителя или розничного торговца, и к тому же любой вид ремонта можно было теперь записать на этой бумаге, вместо того чтобы выцарапывать на внутренней стороне футляра. Заводной ключ, представлявший сам зачастую предмет высокого искусства, нередко делался, следуя моде, в форме изящной изогнутой ручки с ажурной резьбой.
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00