Напольные часы.
На протяжении истории напольные часы совершенствовались вместе с консольными . Часто у них были общие черты, к примеру одинаково был устроен маятник. У первых напольных часов было анкерное шпиндельное устройство, их маятник был коротким, он удлинился лишь, когда появился анкерный якорный механизм. Их корпус состоит верхней части, шкафчика и постамента, его еще называют тумбой. Она обычно находится на полу, иногда ее устанавливали на шарообразные ножки. Когда неровный пол был распространён повсеместно, при установке часов отпиливалась часть ножки, это было проще, чем подгонять тумбу, а ее размеры корректировались, исходя из высоты помещения.
Раньше напольные часы были невысокими и узкими, со временем маятник стал длиннее, а сами часы шире и выше. Консольные часы были строгими и формальными. Они изготавливались из материала, подражавшего черному дереву, вверху были прямые или спиралевидные колонны, то есть, они были максимально аскетичны, но со временем стали хорошей рекламой умений краснодеревщиков. Дизайн их корпуса стал совершенствоваться, стало шире использоваться ореховое дерево, появились лакировка и резьба, часы стали более стильными, их даже стали покрывать черным лаком и инкрустировать, на них стали появляться самые разнообразные украшения. В центре корпуса делали овальное окошко, для чего применялось рифленое или простое стекло, таким образом, можно было смотреть, как движется маятник, однако облицовывать такие часы стало труднее. Все часы, со временем стали инкрустировать и покрывать шпоном.
Мастер Томас Томпион предпочитал простой корпус без декорирования, использовал для него черное дерево . Дизайн его часов был стильным и неторопливым, но вверху все же пришлось сделать некоторые украшения, которые перегружали конструкцию. Вскоре вверху часов стали делать огромную корону, она стала главным элементом часов и нарушала их пропорцию.
Со временем мода на короны ушла, их использовали фермеры или владельцы более низких помещений, корона не приносила никакой пользы, кроме декорирования, их снимали, верх становился плоским. Менялась форма цифр и дизайн циферблата, сам он становился со временем больше. Цифры вначале были небольшими, затем на часах, появилось указание даты, потом секундная стрелка и круг с делениями, который предназначался минутной стрелке. Напольные часы стали совершенными, но к этому времени люди уже хотели измерять, что - то больше, чем само время, в них стали использовать арочный циферблат.В нем над квадратным циферблатом закрепляли медную табличку, то есть, в них уже можно было установить дополнительный циферблат, на его поверхности стало показываться движение небесных тел. Позже появился лунный арочный циферблат, не всем было интересно наблюдать за ходом луны, но пространство над циферблатом, необходимо было заполнить, там стали располагать фигуры, корабли и другие вещи, они двигались, выполняли разные маневры. Внутри них стали размещать различные механизмы, музыкальные устройства, автоматы. В них были молоточки и колокольчики. Каждый день проигрывалась новая мелодия, а из арки появлялись маленькие танцовщицы и музыканты.
В конце позапрошлого века, размеры часов стали невероятными, их высота составляла до 3 метров, у них был дисковой музыкальный ход и щель для монеты, которая заставляла механизм двигаться, они были предназначены только для развлечения. Часовые мастера всегда учитывали тенденции рынка, на часах часто было клеймо изготовившего их мастера. Однако золотое время для напольных часов длилось недолго, и его конец застал врасплох многих мастеров.
История шла вперед, начиналась промышленная революция, появлялось все больше конкурирующих моделей. Появились огромные астрономические музыкальные часы, однако такие модели не прижились, так как в строгом смысле это были не приборы, измеряющие время, а просто нагромождение ненужных излишеств.
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00