История развития часовой промышленности России
Часовой дом Буре был основан Карлом Буре, приехавшим в Петербург из Таллинна вместе со своим сыном Павлом. Молодой Павел с детства был окружён атмосферой часового дела, что он впоследствии передал и своему сыну. Павел Павлович Буре, в свою очередь, достойно продолжал управление семейным предприятием, в 1874 году купив завод по производству часов в швейцарском городе Ле Локле. За тридцать лет перед революцией компания открывает представительство в Москве и Киеве, примерно в тоже время становится Поставщиком Императорского Двора.
Но часы «Павелъ Буре» (именно под таким названием они тогда выпускались) были популярны не только у знати – их знали и уважали все, ведь компания вела разностороннюю рекламную политику. Часы Буре производились для людей различных сословий и неоднородного достатка, не только для состоятельных особ. От металлических корпусов, до моделей из серебра и золота – витрины магазинов «Павелъ Буре» предлагали многое. Карманные и настенные часы, с хронографом и без, будильники, репетиры – часовой дом Буре делал всё, что душе угодно. Не обошлось и без международного признания: в 1900 году часы Буре завоёвывают золотую медаль на Всемирной часовой выставке в Париже. Тот год так же стал плодотворным в области кадровой подготовки часовщиков – профессор Завадский основал первый Институт Часовых Наук в Петербурге. На лекциях и в мастерских будущие мастера имели возможность прикоснуться к тонкостям производства, экспериментировать.
Часы Буре часто встречались в произведениях Антона Павловича Чехова. Казалось бы, всё шло гладко, но выпадали на долю часового дома Буре и ненастные дни. Например, в 1903 году вокруг марки разгорелся настоящий скандал: всемирно известный русский оперный певец Фёдор Шаляпин отказался от золотых часов «Павелъ Буре», преподнесённых ему в подарок за участие в концерте по случаю празднования 290-летия династии Романовых. Сам Шаляпин объяснил свои действия выражением недовольства «прогнившему царскому режиму». До сих пор остаётся неясной причина, по которой певец вообще участвовал в концерте. Однако, до этого происшествия, Шаляпин уже однажды получал в подарок часы Буре – сегодня их можно увидеть в музее Московского Кремля.
В 1916 году были официально запатентованы часы «Павелъ Буре» с хронографом собственного производства. Обрести популярность этим часам помешала революция 1917 года, заставившая часы Буре покинуть российский рынок. Компания понесла убытки в размере 7 миллионов золотых рублей, все здания, где располагались российские магазины Буре, стали собственностью посторонних людей. Сама компания продолжила своё существование, поскольку её главный завод находился в Швейцарии. Там же, в швейцарском Ле Локле, расположилось и основное представительство часового дома Буре. По иронии судьбы, у некоторых видных деятелей той революции, в карманах были именно часы «Павелъ Буре» - точно известно, что председатель Петроградского Военно-революционного комитета Николай Подвойский обладал золотыми карманными часами Буре. Позже их назовут «Часами Революции». Что же до самого часового дома Буре, то его представители смогли преодолеть небольшой кризис, связанный с уходом с российского рынка и с новыми силами выйти на мировой уровень. Логотип был изменён на Paul Buhre, и уже полностью швейцарские часы Буре успешно продавались на Западе и Востоке.
Со второй половины двадцатого века часы Буре знали на всех континентах. Впрочем, не будем забегать вперёд. Вернёмся в Россию, вошедшую в новую, послереволюционную эру.
Советская эпоха
Запасы часов и комплектующих к ним окончательно иссякли к 1926 году, а спрос среди граждан только что образовавшегося СССР на часы был весьма высоким. Для удовлетворения его правительство СССР приняло решение о закупке часов и запчастей к ним за рубежом, оплата поставок производилась золотом.
В 1927 году советские чиновники решили возродить отечественное часовое производство, оборудование для этого присмотрели в США. Начались переговоры о поставках. Американские станки прибыли в Россию в апреле 1930 года, и уже в сентябре того же года их установка была завершена в цехах только что учреждённого Первого Московского часового завода. Здание завода возвели за несколько месяцев на месте табачно-гильзовой фабрики на Воронцовской улице столицы.
Первые в СССР часы появились на свет именно в тех стенах. Поначалу моделей было всего четыре: карманные часы для чиновников, механизм которых был украшен 15-ю камнями, мужские наручные часы (7 камней) для армейских офицеров, мужские (7 камней) карманные и женские наручные (15 камней) часы для гражданского населения. Так же была создана отдельная линия часов, предназначенных для продажи за пределами Советского Союза. В 1935 – 1940 годах часы Первого Московского часового завода изготавливались на новых станках, некоторые из которых были советского производства. В 1941 все сотрудники завода вместе с оборудованием были эвакуированы в город Златоуст. Началась Великая Отечественная Война...
Вставай, страна огромная
История часовой промышленности нашей родины в военное время неразрывно связана с нашими войсками, особенно с авиацией. Лётчики нуждались в часах, и Первый Московский часовой завод отвечал этой потребности. В 1942 году Первый Московский часовой завод возвращается в столицу, снабжая фронтовиков не только часами, но и патронами, и частями для систем реактивной артиллерии БМ-13, более известными под прозвищем «Катюша». В 1945 году на заводе полным ходом шла работа на часами «Победа», принятыми в производство в 1946 году. Ряду чиновников очень понравилось название, хотя многие из них, как утверждали очевидцы, пользовались исключительно часами «Павелъ Буре» дореволюционного производства, которые к тому времени были редкостью в СССР.
Война закончилась, СССР вошёл в 50-е годы. Нашлось в них место и для особого заказа: часы «Антарктида» были созданы для участников первой Советской экспедиции на Южный Полюс. В основе «Антарктиды» лежал механизм часов «Победа», покрытый специальным кожухом, защищающим часы от электромагнитного излучения. Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года так же не остался без внимания – посвящённые этому событию отечественные часы «Спутник» выпускались всего один год, за что и ценятся коллекционерами.
http://www.alltime.ru/obj/article/image-blog/watch_history/History_20.jpgСледом – 60-е, время небывалого подъёма, некоторые историки считают тот период самым лучшим десятилетием за всю историю существования нашей родины, как бы она не называлась – Русь, Российская Империя, СССР, или Российская Федерация. Такая логика предельно ясна. Наши достижения были действительно выдающимися в то самое десятилетие – с 1960 по 1970 год. Тон задавали потрясающие успехи Советского Союза в освоении космоса – возможно, самое лучшее из того, что с нами случалось.
Через тернии к звёздам
Часы отечественного производства раньше других оказались в космосе и навсегда останутся частью того незабываемого триумфа. 12-го апреля 1961 года русский человек и советский гражданин Юрий Гагарин стал первым из землян в космосе.
Во время путешествия его сопровождали легендарные «Штурманские» часы, производства уже знакомого нам Первого Московского часового завода. «Штурманские», однако, были первыми внутри космического корабля. А за его пределами, непосредственно в открытом космосе, первыми стали часы «Стрела 3017», надетые на запястье Алексея Леонова. Именно этот наш соотечественник, дважды Герой Советского Союза, совершил первый в истории человечества выход в открытый космос, продолжавшийся 24 минуты. Произошло это 18 марта 1965 года.
Советские мастера умели делать и тонкие часы. В памятном 1965 началось производство тонких часов «Полёт 2200», толщина механизма которых составляла 1.85 мм (при общей толщине корпуса в 4 мм), изготавлявшиеся на Первом Московском часовом заводе.
Повышенным спросом часы Первого Московского часового завода пользовались в 70 странах, среди них США, Англия, Бельгия, Италия, Греция, и другие.
Надежда на завтра
1970-е и 80-е годы ознаменовали «Брежневский застой», во время которого экспорт советских часов не снижался. На внутреннем рынке обстановка была не такой. Действительно качественные часы встречались не так часто, производились они, в основном, для военных. Часы «Океан» - лучшее тому доказательство. Первый образец был представлен в 1976, предназначалась новинка для офицерского состава ВМФ СССР. Их качество не вызывало нареканий, но для широкой публики они были недоступны.
Часовая промышленность времён Советского Союза, конечно же, не могла сравниться с часовым производством дореволюционной России. СССР мог предложить качественные часы, впоследствии ставшие легендарными, но по сложности изготовления они всё равно не дотягивали до произведений часового искусства времён, скажем, императрицы Екатерины.
Задолго до образования СССР мастера вроде Кулибина и Кокса создавали настоящие произведения искусства, был простор для творчества. Тем не менее, сложнейшие по конструкции и красивые по виду часы Кулибина могли позволить себе только богатые люди, которых было не так уж и много. Коммунистический строй был печально известен своей однообразностью во всём, однако часы себе могли позволить почти все советские граждане. Совместить массовость производства с высоким качеством удалась, опять же, только Павлу Павловичу Буре до наступления революции. И мы не ставим перед собой задачу дать оценку коммунизму, или монархии, а лишь констатируем факты. Различные виды государственного устройства, безусловно, обладают своими достоинствами и недостатками, победами и поражениями.
К концу 80-х тружеников нашей часовой промышленности, с одной стороны, могло немного порадовать понимание того, что Гонконг и Сингапур закупали в СССР по 3-4 миллиона часов в год.
С другой стороны, в воздухе витало жуткое ощущение усталости. Конечно, внесла свою лепту война в Афганистане. Неотвратимо приближались дни нового государственного переворота. И новой страницы в истории часовой промышленности России.
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00