«Космические» часы Советского Союза
Первыми часами, побывавшими в космосе, стали советские – это неудивительно, ведь они были на руке у советского космонавта Юрия Гагарина. В момент старта корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года их стрелки показывали 9 часов 7 минут.
Часы «Штурманские»
Будущий космонавт получил, по традиции, вместе с дипломом военно-авиационного училища. Однако в полёт Гагарин, вероятно, взял копию «Штурманских», которая была сконструирована в расчёте на большие нагрузки. Сделанные на основе французского образца, эти часы имели специальную резиновую прокладку по окружности задней крышки, двухсуточный запас хода и противоударное устройство, которое защищало ось баланса. Но, по слухам, наручные часы первого космонавта всё-таки сломались, не выдержав сильных вибраций корпуса ракеты при старте. Окончательно выяснить судьбу того самого экземпляра пока невозможно (будем рады ссылкам и документам по теме, которые можно отправлять на наш адрес).
Интересно, что Юрий Гагарин имел и другие наручные часы – автоматическую модель «Родина», произведённую на том же Московском часовом заводе. В 1993 году эти часы были проданы на аукционе за более чем 25 тысяч долларов, так как был пущен слух, будто именно они, а не «Штурманские», побывали в космосе 12 апреля 1961 года. Некоторые коллекционеры придерживаются этой точки зрения до сих пор.
Учитывая многострадальный опыт часов первого космонавта, советская часовая промышленность (а конкретно, тот самый Первый московский часовой завод) выпустила хронограф «Стрела», с которым вышел в открытый космос Алексей Леонов – спустя всего два года после знаменитого гагаринского полёта. Эти часы имели толстое выпуклое стекло, рассчитанное на большие нагрузки, и – для удобства – светящийся циферблат.
Затем в СССР специально для полётов в космос использовались часы калибра 3133 на основе Valjoux 7734. Этот калибр размером 38х12 мм поначалу помещали только в наручные часы, предназначавшиеся для космонавтов. Особенностью марки «Океан» – именно с такой моделью советские космонавты отправлялись на орбиту в конце 1970-х годов – было сапфировое стекло удивительной толщины – 3 мм.
После «Океана» в космос вновь вернулись знаменитые «Штурманские». В обновлённой модели использовали доработанную версию калибра 3133 – 31659. Примечательно, что подобные часы носил даже первый представитель Японии, оказавшийся в космосе на борту корабля «Союз-ТМ11», – Тоехиро Акияма.
Добавим, что в 2004 году часы «Штурманские» с калибром 31681 вновь отправились в космос: их владельцем был бортинженер основного экипажа 7-й экспедиции на Международную космическую станцию Юрий Шагрин. Таким образом, марка советских космических часов пережила даже саму страну, в которой изначально появилась.
В нашей стране существуют все основания для того, чтобы развивать часовую индустрию. И дело не только в производственных традициях (которые пребывают не в лучшем состоянии), сколько в самой часовой идеологии: индустрия обладает необходимым запасом исторического наследия и готова обеспечить целый ряд брендов привлекательными для потенциальных клиентов в России и за рубежом качествами.
Copyright © 2014 5oclock.ru
Россия, Москва, Ленинский проспект д. 15А тел. +7 (495) 99-88-44 с 10 00 до 19 00